Содержание:
- О библиотеке
- Анализ деятельности библиотеки за прошедший год
- Цель деятельности библиотеки
- Основные задачи
- План массовой работы на 2015/2016 учебный год (по месяцам)
I. О библиотеке
Библиотека работает ежедневно с 8.00 до 16.30
Обслуживание читателей на абонементе, читальном зале, абонементе учебников производится ежедневно с 9.00 до 16.00
Суббота, воскресенье - выходные дни
II. Анализ деятельности библиотеки за прошедший год
Перед библиотекой стояли следующие задачи:
- обеспечение участникам учебно-воспитательного процесса доступа к информации посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
- формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя;
- проектирование различных форм деятельности учащихся с книгой;
-усиление роли библиотеки как культурной среды школы;
- совершенствование и освоение новых библиотечных технологий;
- формирование комфортной библиотечной среды.
Для реализации этих задач библиотека комплектовала свой фонд на всех видах носителей информации, проводила индивидуальную и массовую работу с читателями. За учебный год в библиотеку поступило 1411 экз. учебников, 224 экз. литературы, 773 экз. АВД - документов.
Работа с читателями.
В течение учебного года в библиотеке велась индивидуальная и массовая работа.
- Литературные гостиные: «Школьные предметы в детской литературе», «Из пламя и света рожденное слово…» (к 200-летию М.Ю. Лермонтова) и т.п.
- Беседы: о творчестве писателей-юбиляров, «Все мы разные, но мы вместе»
(мероприятие к Международному Дню толерантности) и др.
- Обзоры: «Встречное движение» (презентация книжной полки – новинок литературы для подростков).
- Викторины и конкурсы: «Библиотеки – сокровищницы всех богатств человеческих»
(к Международному дню школьных библиотек), «День Наума Грамотника», «Книжный марафон - 2015» (на базе школы №1970) и др.
- Фотовыставка: «Хранители домашнего уюта» (к Всемирному дню кошек).
- Библиотечные уроки: «Наша библиотека» (1 классы), «Войди в мир библиотек» (2 классы).
- Буккроссинг: Акция «Школьный книговорот»
На базе библиотеки активно работал кружок «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9-11 классов.
Среди других мероприятий учебного года можно отметить такие как:
- Неделя детской книги – по традиции проводилась в дни весенних каникул в школе и городе.
- Городской конкурс буктрейлеров «И память о войне нам книга оживит…»
- Муниципальный конкурс чтецов к 200-летию М.Ю. Лермонтова (на базе БИЦ «Горизонт»)
- Организация и проведение мероприятий для ребят дошкольных отделений комплекса
- Декада профориентации и др.
Информационная и справочно-библиографическая работа.
- В течение года организовывались выставки новых книг.
- Информация о новых электронных образовательных документах, поступивших в библиотеку, своевременно доведена до преподавателей школы.
- Информация о правилах пользования библиотекой, каталогами и картотеками оформлена в настольной демонстрационной системе, ведутся алфавитный и систематический каталоги, картотека методических материалов.
Повышение квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Общая педагогика: Теория и методика обучения и воспитания» (620 часов – диплом №772401833829).
В течение года сотрудник библиотеки посещал окружные и городские семинары и совещания, принимали участие в конференциях и мастер-классах. Изучались новые нормативно-правовые документы, приказы, инструкции по библиотечному делу.
Участие в дистанционных формах повышения квалификации (курсы по программе «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» по теме: «Дистанционная мастерская «Библиопроекты» в объеме 12 академ. часа – сертификат Сн-046/14)
Выводы
План работы библиотеки в основном выполнен.
III. Цель библиотеки
Дальнейшее совершенствование деятельности библиотеки по созданию информационно - библиотечного центра с учетом требований ФГОС, являющегося платформой для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, позволяющего сформировать общую культуру личности.
IV. Основные задачи библиотеки
1. Библиотека - информационный центр. Создание единого информационного центра для обучающихся, обучение эффективным методам работы с информацией на любых видах носителей.
2. Библиотека - центр проектной и исследовательской деятельности. Формировать и поддерживать у учащихся способность к созданию проектов и участию в экспериментальной и конкурсной деятельности.
3. Библиотека - центр культурной и социальной активности. Проведение мероприятий, способствующих повышению читательской культуры, творческой активности.
В библиотеке созданы необходимые условия для реализации и внедрения ФГОС
- Материально-техническое обеспечение. Помещение библиотеки и читального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Для всех пользователей создано достаточно мест для чтения или работы с информацией и ее обработки различными способами и тиражирования, выход в Интернет, а также возможность размещать свои материалы в информационной среде школы и за ее пределами.
Есть необходимое оборудование для проведения массовых мероприятий в библиотеке: читальный зал на 20 мест, телевизор, видео и аудио ресурсы на электронных носителях. На абонементе выделены зоны для общения, зеленая зона, уголок для читателей младшего школьного возраста. Есть Уголок профориентации, информационные стенды и выставки.
Для хранения УМК выделено отдельное помещение, обеспечивающее сохранность книжного фонда. В целом создана благоприятная комфортная среда для всех участников образовательного процесса.
- Информационно-образовательное обеспечение. Для библиотекарей имеются персональный компьютер, принтер, копир, выход в Интернет, созданы базы данных информационных ресурсов. Осуществляется дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса.
- Учебно-методическое обеспечение. Образовательное учреждение укомплектовано УМК на разных носителях: ЭОР, размещенными в федеральных и региональных базах, детской художественной и научно-популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями.
- Библиотечные кадры. В библиотеке работают 1 сотрудник с профессиональным образованием, владеющий информационными и социокультурными технологиями, непрерывно повышающий свою квалификацию и занимающийся самообразованием.
Задача 1. Библиотека-информационный центр. Создание единого информационного центра для обучающихся.
№
|
Деятельность
|
Сроки
|
Ожидаемый
результат
|
1
|
Информационно-методическая поддержка педагогов на всех этапах деятельности.
|
Постоянно
|
Обеспечение общей информационной поддержки пользователей, создание материальных объектов и размещение их в информационной среде школы
Электронная база «Учебники»
|
2
|
Информирование о поступлении новых УМК,
Оформление списков «Знакомьтесь – новые учебники»
|
Сентябрь/ по мере поступления
|
3
|
Создание базы данных собственных продуктов учебной и внеурочной деятельности;
Размещение проектов и других материалов в информационной среде образовательного учреждения.
|
В течение года
|
4
|
Комплектование информационно-справочными, учебными и ресурсами общекультурного характера на электронных и традиционных носителях
|
В течение года
|
5
|
Обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных (Информационный портал « Кирилл и Мефодий», библиотека Максима Мошкова, литературный портал «Архивариус», сетевая библиотека он –лайн и др. ).
|
Постоянно
|
6
|
Редактирование информационного списка интернет -ресурсов для пользователей и размещение его на страничке библиотеки школьного сайта.
|
Сентябрь
|
8
|
Ведение электронной базы «Учебники»
|
В течение года
|
9
|
Обеспечение открытого доступа к ресурсам на традиционных носителях.
|
Постоянно
|
10
|
Создание и поддержка собственного сайта библиотеки и раздела «Школьная библиотека» на официальном сайте школы
|
Постоянно
|
11
|
Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями. Списание фонда с учетом ветхости или смены программ.
Передача в другие школы резервной литературы.
|
Май-июнь / Август-сентябрь
|
Укомплектованность УМК на разных носителях
|
12
|
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
-работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников, рекомендованных Министерством образования.)
-составление совместно с учителями-предметниками
заказа на учебники с учетом их требований;
- подготовка списка учебно-методического обеспечения, планируемого к использованию в новом учебном году для учителей, учащихся и родителей;
-прием, обработка и хранение поступивших учебников.
|
В течение года
|
13
|
Проведение работы по сохранности учебного фонда
( рейды по классам с подведением итогов)
|
В течение года (2 раза в год)
|
14
|
Взаимодействие с методистом по учебным фондам, коллегами из других ОУ и учреждениями культуры
|
Постоянно, в течение года
|
Задача 2 Библиотека-центр проектной и исследовательской деятельности. Формировать и поддерживать у учащихся способность к созданию проектов и участию в экспериментальной деятельности.
№
|
Деятельность
|
Сроки
|
Ожидаемый результат
|
1
|
Организация проектно-исследовательской работы.
Выбор тем.
Определение проблем исследования. Постановка задач. Планирование работы.
|
Ежегодно (в соответствии со сроками конкурсов проектных работ)
|
Информационное и библиографическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности.
Получение опыта самостоятельного действия и умения самовыражаться.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Приобретение опыта публичного выступления и защиты.
|
2.
|
Самостоятельное изучение. Дискуссии. Предварительные защиты.
Консультации с руководителями, специалистами
|
3.
|
Разработка проекта. Подготовка презентаций.
Защита проектной работы.
|
4.
|
Оформление результатов проектной работы.
Размещение в информационной среде на разных видах носителей
|
Задача 3 Библиотека - центр культурной и социальной активности. Проведение мероприятий, способствующих повышению читательской культуры, творческой активности.
№
|
Деятельность
|
Сроки
|
Ожидаемый результат
|
1
|
Коллективное творческое дело. Проведение праздника «Неделя детской книги» (театрализованное представление) и «Книжный марафон» (библиотечный квест)
|
Ежегодно в
марте - апреле
|
Получение опыта самостоятельного общественного действия.
Продвижение чтения через специально организованные акции и события.
Взаимодействие с учреждениями культуры.
Приобретение социальных знаний. Формирование общей культуры личности.
|
2
|
Лекции и беседы о творчестве писателей (по календарю знаменательных дат)
|
В течение года
|
3
|
Познавательные и этические беседы к памятным и юбилейным датам.
|
В течение года.
Предметные недели
|
4
|
Реклама новых книг на выставках, школьных информационных стендах.
|
По мере поступления книг
|
5
|
Громкие чтения с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
|
Постоянно
|
Умение рассуждать, высказываться, взаимодействовать с другими.
|
6
|
Викторины и конкурсы
|
К юбилейным датам писателей
|
Расширение общего и культурного кругозора.
|
- План массовой работы на 2015/2016 учебный год (по месяцам)
Форма проведения мероприятия
|
Название мероприятия
|
Читательское назначение
(классы)
|
В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
|
конкурсная работа
|
Участие в окружных и городских конкурсах
|
контингент
|
методическая работа
|
Участие в окружных и городских семинарах, совещаниях и круглых столах
|
Зав. биб-кой
|
профессиональное самоопределение
|
Работа по профориентации
(по отдельному плану)
|
1-11 кл.
|
СЕНТЯБРЬ
|
экскурсия в библиотеку
|
«Знакомство с книгой и библиотекой»
|
1-е кл.
|
выставка 12.09
|
День памяти А. Невского
|
1-11 кл.
|
лит. обзор 13.09
|
«Книги об истинах, честности и победах»
А.А. Лиханов (80 лет)
|
6А
|
выставка 21.09+26.09
|
«Краски детской литературы»
Л.В. Владимирский (95 лет)+ В.А. Чижиков (80 лет)
|
1-4 кл.
|
22.09
|
«Русской речи государь – по прозванию словарь»
С.И. Ожегов (115 лет)
|
5В
|
ОКТЯБРЬ
|
выставка 03.10
|
«Венок Есенину»
С.А. Есенин (120 лет)
|
1-11 кл.
|
библиотечный турнир
|
«Библиотеки – сокровищницы всех богатств человеческих»
(к Международному дню школьных библиотек)
|
5-е кл.+ команды других школ
|
выставка 12.10
|
«Князь – воин» Д. Донской (665 лет)
|
1-11 кл.
|
викторина 23.10
|
«Итальянский фантазер»
Д. Родари (95 лет)
|
3А
|
НОЯБРЬ
|
лит. обзор 13.11
|
«Плавание против ветра»
Р.Л. Стивенсон (165 лет)
|
7Б
|
мероприятие 16.11
|
Международный день толерантности
|
6В
|
выставка 24.11
|
«Основоположник русского военного искусства»
А.В. Суворов (285 лет)
|
1-11 кл.
|
выставка одной книги 29.11
|
«Экзамен на человечность»
Г.Н. Троепольский (110 лет)
|
4-9 кл.
|
игра 30.11
|
«Выдумщик американской литературы»
М. Твен (180 лет)
|
5А
|
ДЕКАБРЬ |
исторический экскурс 9.12
|
День Героев Отечества в России
|
3Г
|
викторина 30.12
|
«Англичанин из страны Ганга»
Д.Р. Киплинг (150 лет)
|
4Б
|
выставка одной книги 30.12
|
«Поэт со своей интонацией»
Д.И. Хармс (110 лет)
|
1-6 кл.
|
ЯНВАРЬ |
громкие чтения 01.01
|
День былинного богатыря Ильи Муромца
|
дошколята
|
лит. обзор 12.01
|
«Человек на переломе судьбы»
Д. Лондон (140 лет)
|
7А
|
выставка 24.01.
|
«Немецкий романтик»
Э.Т.А Гофман (240 лет)
|
4-11 кл.
|
выставка 27.01
|
«Русский гротеск Салтыкова-Щедрина»
М.Е. Салтыков-Щедрин (190 лет)
|
5-11 кл.
|
ФЕВРАЛЬ
|
мероприятия
|
Декада профориентации (по отдельному плану)
|
4-9 кл.
|
лекция 05.02
|
«Полвека для книги»
И.Д. Сытин (165 лет)
|
8В
|
поэтическая гостиная 17.02
|
«Большая поэзия для детей»
А.Л. Барто (110 лет)
|
2Е
|
громкие чтения 24.02
|
«Профессора – сказочники»
В. Гримм (230 лет)
|
2Д
|
МАРТ
|
мероприятия
|
Неделя детской книги
|
3-5 кл.
|
выставка – обзор
(март – май)
|
«Литературные путешествия»
|
1-9 кл.
|
поэтическая гостиная 21.03
|
«Весенний романс»
(Всемирный день поэзии)
|
3Б
|
АПРЕЛЬ
|
лекция + викторина 07.04
|
Всемирный день здоровья
|
4Г
|
выставка 15.04
|
«Сады моей души»
Н.С. Гумилев (130 лет)
|
10-11 кл.
|
выставка, мероприятие12.04
|
«108 минут, которые потрясли мир»
(55-летие первого полета человека в Космос)
|
3В
|
экологический урок 22.04
|
«Заповеди природы»
(Международный день Земли)
|
4А
|
выставка – обзор
(март – май)
|
«Литературные путешествия»
|
1-9 кл.
|
МАЙ
|
выставка 15.05
|
«Писатель с необычной судьбой»
М.А. Булгаков (125 лет)
|
10-11 кл.
|
викторина 15.05
|
«Главный волшебник страны Оз»
Ф.Л. Баум (160 лет)
|
4В
|
выставка – обзор
(март – май)
|
«Литературные путешествия»
|
1-9 кл.
|
VI Повышение квалификации сотрудников библиотеки
Требования ФГОС
|
Содержание деятельности
|
Ожидаемый результат
|
Укомплектованность
кадрами.
|
|
В библиотеке работает 1 специалист с высшим библиотечным образованием, с 16-летним стажем работы
|
Уровень квалификации
|
Учеба на курсах повышения
квалификации каждые три года
|
Обучение на очных и дистанционных курсах
Участие в методических мероприятиях школы, округа и города, интернет-конференциях и вебинарах.
|
Уровень профессионализма
|
Профессиональная аттестация
|
Владение компетенциями:
информационными,
аналитиче
|
|